13:21
Онлайн опросы для исследования онлайн-рынков
Маркетинговые онлайн исследования в мире проводятся уже около 15-17 лет, однако в России лишь в последние пять лет онлайн-опросы стали чаще применяться как альтернатива классическим методам количественных исследований рынков.

Непрерывный рост аудитории интернет-пользователей, которая за последние десять лет выросла с 7,7[1] млн. (в конце 2002 г.) до 59,5 (весна 2012 г.), вселил в исследователей веру в возможность использования онлайн-опросов как адекватного метода определения предпочтений и поведения потребителей офлайн-рынков. Вместе с ростом Рунета, улучшилось и качество онлайн-исследований ввиду сближения социально-демографического портрета пользователей интернета и жителей страны. Данные процессы существенно повысили доверие и интерес представителей бизнеса к онлайн-исследованиям, расширив методический арсенал маркетинговых компаний.

Рост пользования Интернетом также способствовал становлению и развитию российского рынка онлайн-торговли, который стал одним из наиболее перспективных каналов продаж товаров и услуг. При этом если еще 3-5 лет назад покупки в онлайне носили единичный характер, то на сегодняшний день они уже воспринимаются как «обычное, рядовое событие». Этому способствовало как увеличение числа интернет-магазинов, действующих в Рунете, так и рост доверия населения к онлайн покупкам. Однако, по нашим оценкам, объем онлайн-продаж составляет менее 2%[2] от российского рынка розничной торговли, что отражает высокий потенциал развития e-commerce в России.

В этой связи мы видим бум интереса к маркетинговым исследованиям онлайн-рынка, что связано с динамичностью развития e-commerce в России, обуславливающей необходимость непрерывного мониторинга и анализа текущего состояния рынка. Первые масштабные исследования по данной тематике были проведены в 2010 году. И РБК.research было в числе маркетинговых агентств, которые первыми выпустили качественные аналитические обзоры по рынку e-commerce. На сегодняшний день мы провели уже третью волну исследований по данной тематике, охватив все сегменты рынка интернет-торговли, в числе которых рынок скидочных купонов, бытовой техники, детских товаров, книг, одежды и обуви, социальной коммерции и др.

При проведении исследовании онлайн-рынков в первую очередь возникает вопрос относительно методов сбора данных. Вполне естественно использовать реальную статистику самих игроков рынка, однако в России с этим наблюдаются большие трудности. Во-первых, большинство компаний на российском рынке являются абсолютно закрытыми «черными ящиками», которые вообще не дают о себе какой-либо информации. Во-вторых, встречается и прямо противоположная ситуация. Компании охотно делятся статистикой продаж, количеством клиентов, успехами своих программ лояльности, но на практике при более детальном анализе выясняется, что показатели оказываются завышенными или просто недостоверными.

В условиях отсутствия достоверной статистики хорошей альтернативой получения информации являются социологические опросы, как онлайн, так и офлайн. При этом данные методы сбора данных могут использоваться для оценки текущего состояния и перспектив развития любого рынка, в том числе e-commerce. Однако насколько в данном случае целесообразно использование офлайн-опросов? Для ответа на вопрос проанализируем преимущества и недостатки методов, основываясь на опыте агентства РБК.research.

Таблица 1. Сравнительная таблица преимуществ и недостатков офлайн и онлайн опросов

Признак

Офлайн-опросы

Онлайн-опросы

Разработка анкеты

до 2 недель

до 2 недель

Подбор команды интервьюеров (если она не сформирована или сформирована не полностью)

от 1 до 3 недель

нет

Программирование и тестирование анкеты

нет

до 1,5 недель

Сбор данных, то есть непосредственно опрос респондентов

от 2 до 6 недель

до 2 недель

Ввод данных бумажных анкет в электронную базу данных

до 2 недель

нет

Репрезентативность полученных результатов

высокая, при условии соблюдения правильного квотирования выборки (по географии, полу и возрасту опрашиваемых)

высокая в крупных городах (более 1 млн. чел.), где доля пользователей интернета превышает показатель в 70%, в остальных географических зонах репрезентативность пока недостаточна

Риски в процессе сбора и ввода данных

  • - ошибки ввода данных при их считывании с бумажных носителей;
  • - искажения ответов респондентами;
  • - искажения ответов респондентов интервьюерами;
  • - влияние присутствия интервьюера (искаженные ответы на некоторые типы вопросов, например о доходе);
  • - намеренные ошибки, совершенные интервьюером (например, самостоятельное заполнение анкет)
  • - искажения ответов респондентами
  • Отслеживание промежуточных результатов в режиме реального времени

    крайне затруднено, точность невысока

    да

    Достижимость целевой аудитории

    да

    да

    Дополнительные медиа-возможности (звук, анимация, сложно-структурированные анкеты)

    нет

    да

    Количество вопросов в анкете

  • - до 50-80, большее количество вопросов сильно усложняет работу интервьюеров и специалистов по вводу данных;
  • - при проведении опросов на улице в холодное время года анкету следует сократить до 20-25 вопросов
  • до 100 вопросов

    Общее время на выполнение всех работ

    от 6 до 14 недель

    до 6 недель

    Стоимость проведения социологического исследования

    до 3 000 тыс. руб.

    до 1 000 тыс. руб.

    Из таблицы 1 следует, что офлайн-опросы проигрывают онлайн-опросам практически по всем показателям. Действительно проводить офлайн-опросы дольше, стоят они дороже, да и к тому же возможны серьезные ошибки практически на всех этапах работ. Однако у офлайн-опросов есть одно неоспоримое преимущество - хорошая репрезентативность результатов, тогда как в случае с онлайн-опросами высокая репрезентативность достигается пока только в крупных городах. Тем не менее, в будущем рост проникновения интернета в России будет продолжаться, и по прогнозам экспертов аудитория интернета к 2025 году достигнет 100 млн. человек или 95% от экономически-активного населения. Пожалуй, к этому времени офлайн-опросы полностью изживут себя. Это уже понимают маркетинговые агентства, инвестируя в создание и расширение собственных онлайн-панелей.

    Однако уже сейчас онлайн-опросы имеют свои преимущества. Так, ввиду более социально-активного поведения онлайн-пользователей, с их помощью можно проводить исследование товаров и услуг-новинок, анализируя успешность их внедрения на рынок. Ярким примером такого исследования стал аналитический обзор РБК.research, посвященный рынку сервисов коллективных покупок (купонов на скидки от 50% до 90%).

    Теперь поговорим о рынке e-commerce. О проблеме репрезентативности онлайн-опросов в данном случае не может быть и речи ввиду совпадения целевой аудитории потенциальных потребителей и интернет-пользователей. Одновременно с этим опрос онлайн-аудитории методами офлайна сопряжен с серьезными дополнительными затратами на ее поиск, особенно среди людей старших возрастных групп.

    Таким образом, очевидно, что для качественного исследования онлайн-рынков следует применять только онлайн-опросы. Однако следует несколько более подробно остановиться и на методике организации сбора данных на этапе проведения онлайн-опросов. В настоящее время активно применяются метод поточной выборки (river sample), предполагающий рекрутмент респондентов с баннеров порталов, а также онлайн-панели (panel sample), предполагающий организацию рекрутмента респондентов среди зарегистрированных пользователей определенных сайтов. Эффективность применения данных методов во многом зависит от тематики исследования. Так, проведение опросов путем использования универсальных access-панелей наиболее целесообразно при исследовании товаров и услуг массового спроса, в то время как метод поточной выборки позволяет анализировать более узкую целевую аудиторию, путем привлечения респондентов со специализированных сайтов и порталов. Агентство РБК.research использует оба метода организации сбора данных, учитывая специфику исследуемой тематики. В частности, в рамках исследования, предполагающего анализ потребительского поведения целевой аудитории экономически активного среднего класса и деловой аудитории, применяется метод поточной выборки. При этом опрос размещается как на ресурсах РБК, так и на других тематических порталах, привлекающих деловую аудиторию. Из опыта проведения опроса на информационно-деловых порталах РБК за 2-3 дня размещения опроса в Рунете удается собрать выборки, превышающие 3-5 тыс. респондентов с полностью заполненными анкетами в рамках исследуемой целевой группы. При этом реализованный в рамках компании программный комплекс позволяет в течение 2-3 часов создать готовую запрограммированную анкету, которую можно предоставить клиенту для тестирования.

    Успешное комбинирование двух методов организации сбора данных позволяет получать качественные данные, что упрощает их последующий анализ и интерпретацию. Онлайн-исследования в конечном итоге помогают исследовательским компаниям сокращать затраты, что, в свою очередь, способствует уменьшению стоимости проведения исследований рынков, делая их доступными для большего числа компаний. Поскольку маркетинговые исследования способны помочь бизнесу в принятии правильных стратегических и управленческих решений, то можно отметить, что онлайн-исследования косвенно влияют на конкурентоспособность всей экономики страны в целом.

    Табл. 2. Некоторые характеристик крупнейших деловых порталов

    Ресурс

    Месячный охват аудитории, млн. чел.

    Суточный охват

    Доля показов сайтов от Rbc.ru, %

    Средняя длительность, мин

    Посетители

    Показы

    Rbc.ru*

    19,9

    1 650 000

    7 000 000

    100%

    17

    Ria.ru

    15,2

    900 000

    2 300 000

    33%

    2

    Lenta.ru

    10,2

    800 000

    4 300 000

    62%

    3

    Gazeta.ru

    7,8

    400000

    2 200 000

    31%

    4

    Newsru.com

    6,6

    460 000

    2 300 000

    33%

    3

    Vedomosti.ru

    4,2

    230000

    650000

    9%

    3

    Infox.ru

    3,6

    200 000

    500 000

    7%

    2

    Kommersant.ru

    3,4

    200 000

    730 000

    10%

    3

    Bfm.ru

    2,7

    100000

    210000

    3%

    2

    Expert.ru

    2,6

    130 000

    280 000

    4%

    2

    * Аудитория РИА РБК включает следующие проекты: Rbc.ru, Quote.rbc.ru, Style.rbc.ru, Realty.rbc.ru, Lf.rbc.ru, Turist.rbc.ru.

    [1] По данным аналитического бюллетеня ФОМ «Интернет в России», выпуск 36

    [2] По данным исследования РБК.research «Российский рынок интернет-торговли: товары 2011»

    Просмотров: 138 | Добавил: melanidl4g | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar